Korg
Когда будет написана полная история электронного звукового синтеза и электронных музыкальных инструментов, в ней особо буду выделены имена нескольких человек. Например, Лоуренс Хаммонд, чьи электромеханические органы были невероятно популярны в 40-е и 50-е годы прошлого столетия, или Роберт Муг, который сделал синтезатор реальным и доступным для широкого круга музыкантов. А также Алан Перлман, основатель фирмы ARP, Том Оберхейм, создатель синтезаторов Oberheim и глава одноименной компании; Дэйв Смит, основавший фирму Sequential Circuits, сконструировавший первые в мире программируемые полифонические синтезаторы Prophet.
В 80-е годы "синтезаторная" индустрия стала более коммерциализированной, и место прежних одиночек-изобретателей заняли научно-исследовательские отделы крупных компаний. Начало тому было положено фирмой Yamaha, которая стала с 1983 года производить цифровые синтезаторы по доступным ценам, что предопределило закат практически всех прежних легендарных производителей. Затем, в 1987 году, компанияRoland представила миру свой синтезатор D 50, сочетавший в себе технологии сэмплинга и синтеза. Однако едва минул один год, как на музыкальном электронном небосклоне вспыхнула новая звезда - синтезатор М 1 от еще одной японской фирмы, Korg. Этот синтезатор обеспечит лидерство Korg на последующие без малого 15 лет.
800DV MaxiKorg был и остается по сей день одним из самых выразительных и гибких в своих возможностях синтезаторов. Секрет состоит в том, каким именно образом 800DV создает звук. По сути, этот синтезатор представляет из себя два синтезатора Korg 700S в одном корпусе, причем каждый из них - со своим набором регуляторов. Таким образом, на 800DV можно создать два независимых друг от друга тембра и затем играть ими одновременно. Конечно,800DV в середине 70-х уже не являлся единственным в мире компактным дуофоническим (двуголосным) синтезатором. Однако подобные синтезаторы от других производителей имели только одну систему управления звуком, поэтому позволяли менять оба тембра исключительно только одновременно и одинаково. И только в 800DV MaxiKorg оба тембра изменяются индивидуально.
Если в 1977 году компания Korg успешно зарабатывала себе отличную репутацию, то 1978-й стал годом окончательного утверждения этой репутации. Для Korg этот год стал, безусловно годом синтезаторов (и не только) знаменитой серии MS, которые и поныне числятся в числе самых культовых и разыскиваемых в среде электронных музыкантов. Для тех немногих, кому посчастливилось познакомиться с синтезаторами серии PS (о которых рассказывалось в предыдущей части), синтезаторы серии MS выглядят очевидно похожими на своих предшественников. Основное, что роднит инструменты обоих серий - это наличие коммутационной панели, которая вообще-то обычно встречается только в безумно дорогих, огромных модульных синтезаторах (например, ARP 2600). Коммутационная панель позволяет соединять между собой различные блоки синтезатора в какой угодно последовательности. Таким образом, серия MS предоставила клавишникам почти такую же степень свободы звукотворчества, но за существенно меньшую цену.
В 1980 году компания Korg выпускает орган BX 3, который по возможностям значительно превзошел своего предшественника CX3. BX 3 - это инструмент с двухрядной клавиатурой (61 нота в каждом ряду), со встроенными эффектами "overdrive", "percussion", "chorus/vibrato", а также " rotary speaker" - эффектом, имитирующим звучание вращающихся динамиков (у него есть еще одно название - "Leslie"). Также в органе предусмотрена возможность подключения любых других эффектов (так называемая "петля эффектов", как в микшерных пультах). В общем, инструмент был призван быть эмулятором легендарного электромеханического органа Hammond B 3, и с этой задачей Korg справился блестяще. Хотя, по мнению многих музыкантов, встроенные эффекты - не самая сильная его сторона. Они отмечают, что имитация эффекта "Leslie" является весьма условной и слабоватой. Однако вне зависимости от того, насколько справедливы эти замечания, все косвенные недостатки BX 3 с лихвой перекрываются главным - отличнейшим звучанием. Кроме того, с помощью многочисленных регуляторов на BX 3 можно без особого труда "нарулить" любой желаемый звук. Так же, как и CX 3, BX 3 был "возрожден" компанией Korg в 2005 году, на основе цифрового моделирования звучания своего прототипа (причем при практически полной внешней идентичности).
Первыми инструментами 1983 года стали ритм-машина KPR 77 и сценическое электропиано EPS 1. EPS 1 интересен прежде всего тем, что он позволяет совмещать тембры пиано и струнных. К тому же секция струнных (Strings) является восприимчивой к силе нажатия пальцев на клавиши (velocity), чего тогда не было ни в одном другом подобном инструменте. Ритм-машина KPR 77 ("'Korg Programmable Rhythmer") по своим возможностям, но не по звуку, также "обставила" почти всех своих конкурентов. Этот компактный аппарат стал ответом Korg на ритм-машину TR-606 от фирмы Roland.
К середине 80-х годов компания Korg, а вернее - пока еще "Keio Electronic", пребывала в весьма необычном коммерческом состоянии. С одной стороны, фирма не просто завоевала, но буквально создала свою собственную нишу на рынке музыкальных инструментов, и заручилась поддержкой нескольких выдающихся музыкантов-клавишников. С другой стороны, пока еще никак нельзя было сказать, что Keio Electronic стала одним из мировых лидеров в этой области. Хотя некоторые синтезаторыKorg, в особенности - PolySix и Poly 800, продавались хорошо, их невозможно было увидеть, скажем, в такой телепередаче, как Top Of The Pops или на крупнейших музыкальных фестивалях. Более того, компания даже еще не достигла устойчивой финансовой стабильности и Цутоми Като то и дело приходилось вливать свои собственные денежные ресурсы на разработки новых инструментов. Однако постепенное, но неуклонное развитие компании при этом не останавливалось. 1986 год ознаменован тем, что фирма Korg открыла свое подразделение в Соединеннных Штатах.
Итак, летом 1988 Korg объявляет о выпуске нового синтезатора M 1, и этому синтезатору суждено будет стать бестселлером номер один среди цифровых синтезаторов всех времен. Чтобы лучше понять значение Korg M 1, необходимо оглянуться на историю электронных музыкальных технологий. Синтезатор Minimoog в 1970 году сделал аналоговый синтез доступным для широкого круга музыкантов. Семь лет спустя другой "американец", Prophet 5 сделал то же самое с полифоническим синтезом. В 1983 году японский синтезаторYamaha DX7 определил дальнейшее господство цифрового синтеза. "Царствование" Yamaha DX7 продолжалось четыре года, пока фирма Roland не "переписала правила", выпустив свой D 50, который был первым инструментом, основанном на совместном использовании синтеза и звуковых сэмплов, используемых синтезатором в качестве звуковых волн. И вот, спустя всего лишь год после появления D 50, Korg запускает производство M 1, который также основан на звуковых сэмплах, синтезатор, фактически ставший первой в мире "рабочей станцией".
Результаты работы нового научно-исследовательского подразделения под руководством Дэйва Смитапоявились уже в 1990 году, в виде синтезатора Wavestation, быстро завоевавшем любовь многих музыкантов, работающих в самых разных жанрах. Wavestation основан на тех же принципах векторного синтеза, что и ProphetVS, один из последних синтезаторов умершей фирмы Смита "Sequential Circuits". В частности, именно от него Wavestation унаследовал джойстик, работающий в двух плоскостях, который позволяет изменять и "оживлять" звук. Благодаря тому же векторному синтезу Wavestation способен производить самые причудливые "слияния" и переходы между теми звуковыми сэмплами, что "зашиты" в его памяти. Более того, именно таким образом синтезатор создает свою самую знаменитую "фишку" - так называемые "волновые секвенции" ('wave sequences), когда небольшие отрезки звуковых форм звучат, последовательно сменяя и взаимодействуя друг с другом. ТакKorg Wavestation стал синтезатором необычайной глубины и теплоты звучания, как нельзя лучше поlходящий тогда, когда в музыку необходимо добавить "воздуха", живых "подкладов", сложных звуковых текстур и даже ритмических рисунков.
В 1992 году фирма продолжила совершенствование технических идей, заложенных в синтезатор М 1. Взамен морально устаревшим синтезаторам Т 2 и Т 1 были выпущены новые инструменты "для серьезных музыкантов": 76-нотный синтезатор 01/W Pro и 88-нотный 01/W Pro X, обладающий взвешенной клавиатурой фортепианного типа и массивным корпусом с большой деревянной верхней панелью. А также бюджетная версия в виде рэкового моlуля под названием 03R/W, с меньшим набором пресетов и "урезанной" полифонией.
В этом же году компания решила испытать свои возможности в совершенно новой для себя области профессиональной цифровой звукозаписи, выпустив в свет Soundlink - восьмидорожечный цифровой рекордер и автоматизированный микшер в одном корпусе. Soundlink вполне успешно мог бы конкурировать с куда более дорогостоящими приборами других фирм, однако, как уже было сказано, в этой области Korg явно не доставало опыта и всемирного признания, не говоря уже о таких сугубо приземленных материях, как отлаженная дистрибьютерская сеть, "заточенная" именно под такого рода продукцию.
994 год стал предвестником начала новой эры в истории Korg. Потому как один из инструментов, выпущенных в этом году, стал одним из "провозвестников" совершенно нового метода цифрового синтеза звука. Однако собственно о нем расскажем чуть позже, вначале - о тех продуктах 1994 года, которые были только продолжением и развитием уже существующих технологий.
Синтезатор Х2 был не более чем 76-нотной версией Х3, а Х5 - более доступной по цене версией Х3, без встроенного секвенсора и флоппи-дисковода. Рабочая станция i 3 также получила свое продолжение в виде синтезатора i 2, с 76-ю клавишами.
Куда более интересной является G-серия гитарных педалей эффектов. Они изготовлялись по лицензии Korg на Тайване и по сей день выходят в свет под торговой маркой ToneWorks. Первые партии продуктов ToneWorks выпускались под патронажем американского подразделения Korg, и предназначались, соответственно, для рынка США. Названием "ToneWorks" компания Korg явно желала подчеркнуть разницу между ее основной продукцией - синтезаторами, и приборами, адресованными гитаристам.
Внедрение самых передовых инноваций и коммерческий успех далеко не всегда шагают рука об руку. Однако компания Korg умеет добиваться и того, и другого (даже если широкое признание того или иного инструмента порой приходило лишь годы спустя). Свое поразительное "чутье" и свою оригинальность она сохранила и на протяжении 90-х годов, к середине которых компания вплотную занялась расширением возможностей применения технологии физического моделирования звука, а доведением до совершенства своих интерактивных рабочих станций.
К 1995 году фирма Yamaha, бывший совладелец Korg, завладела инициативой и выпустила в свет два замечательных синтезатора, работающих по принципу того самого физического моделирования - Yamaha VL1 и Yamaha VL7. Оркестровые пресеты этих синтезаторов особенно отличались поразительным реализмом звучания и исполнительской выразительностью (в чем, собственно, и заключается главное достоинство этой технологии). Korg, разумеется, тоже активно работал в этом направлении, однако, в отличии от Yamaha, чьи синтезаторы были адресованы самому широкому кругу музыкантов, Korgразрабатывал некую полу-секретную технологию, получившую название "OASYS" (Open Architecture Synthesis – синтез с открытой архитектурой). Слухи и легенды говорят о том, что самый первый синтезатор OASYS был сконструирован еще в 1992 году, однако похоже на то, что никто из посторонних его своими глазами не видел.
Технология AI2-синтеза стала для компании Korg на многие годы "курочкой-рябой", несущей золотые яйца, и поэтому в 1996 году было выпущено две "рабочих станции" - N 364 и N 264, которые являются наследниками синтезаторов M1, 01/W и X3. Обе модели основаны на звуковом синтезе "AI2", обе обладают 64-х голосной полифонией и 8 MВ звуковых сэмплов, составляющих основу для построения различных тембров. Ну и, разумеется, эти инструменты предлагали и совершенно новые возможности, среди которых прежде всего стоит отметить встроенный арпеджиатор ( работающий в 5 режимах) и батарейку, встроенную в плату памяти, которая сохраняет данные после полного отключения инструмента от сети. А также новую функцию, получившую название "RPPR", или "Real-time Pattern Play", котрая дает возможность записи паттернов и последующего их воспроизведения одной (любой) клавишей.
Как и предыдущие годы, год 1996-й отмечен достижениями в "побочных" направлениях деятельности компании.
В 1999 году Korg выпускает в свет синтезатор Triton, который позиционировался как прямой наследник Trinity(родство прослеживается даже в названиях). И функционально, и даже внешне эти синтезаторы действительно очень схожи. Преимущества синтезатора Triton состоят в наличии мощного арпеджиатора 62-х нотной полифонии, встроенного сэмплера, слотов для карт расширения, более широких возможностей управления звуком в реальном времени и более быстрой операционной системы. Для нового синтезатора был разработан и новый тип синтез-генератора, получивший название "нyper integrated", или просто "НI". Суть его состоит, в общем-то, в том, что в одном процессоре объеденена мощь трех генераторов "ACCESS", применявшихся в синтезаторах серии Trinity, и он, разумеется, также основан на воспроизведении сэмплов.
Первый год нового тысячелетия ознаменовался как новыми музыкально-техническими прорывами, так и дальнейшим развитием уже хорошо зарекомендовавших себя технологий. Самым выдающимся примером такого развития в 2000 году стал звуковой модуль Triton Rack, обладающий 60-голосной полифонией (всего на два голоса меньше, чем в клавишной версии инструмента), и, кроме того, располагающий увеличенным количеством программ и комбинаций, а также рядом новых расширений. К последним относится, например, интерфейс m-LAN, использующий протокол "Firewire" и увеличение числа слотов для PCM плат расширения с двух до восьми. Модуль также содержит больше готовых установок арпеджиатора и расширенную сэмплерную память. В общей сложности в нем хранится до 2057 программ и 1664 комбинаций, по 8 тембров в каждой. Для работы с сэмплами (ведь все рабочие станцииTriton являются не только синтезаторами, но и сэмплерами) компания Korg разработала программу v2 operating system, которая позволяет проделывать такие операции с сэмплами, как "расстягивание" звучания во времени (time-stretching), "нарезку" отдельного сэмпла на части (sample-slicing) и т.д.
Комментарии (0)